Даже эффективные технические решения могут быть дискредитированы в случае нарушения технологии или использования некачественных материалов. Так, в дорожной отрасли отмечаются серьезные проблемы, связанные с наличием на рынке геосинтетиков значительного объема контрафактной продукции. От этого страдают ответственные производители, но что еще хуже — снижается качество новых дорог. О том, как обезопасить себя от «серой» продукции, нашему журналу рассказал генеральный директор компании «Втор-Ком» Михаил Рузбин.
— Михаил Рафаилович, насколько остро в отрасли стоит проблема контрафакта? Какие организации наиболее подвержены риску применения некачественных материалов?
— Эта проблема имеет хронический характер. Причем следует выделить несколько аспектов. В первую очередь, речь идет о махинациях при поставке, когда потребитель получает геосинтетику более низкого качества, чем это прописано в документах, а также о наличии «серых» производителей, которые путем ухищрений изготавливают заведомо некачественный продукт.
У серьезных дорожно-строительных предприятий, которые работают на крупных федеральных объектах, как правило, налажен входной контроль. Кроме того, они пользуются услугами независимых аккредитованных лабораторий. То есть прилагают серьезные усилия, чтобы обезопасить себя от некачественных материалов. Этому способствует и контроль со стороны заказчика. В зоне риска, преимущественно, находятся подрядчики в регионах, которые уделяют меньше внимания контрольным мероприятиям.
Когда на рынке много контрафакта, а сейчас мы наблюдаем именно такую картину, ответственные производители несут финансовые и имиджевые потери. Но самое главное — страдает качество дорог, а от их состояния зависит безопасность граждан, экологическое и экономическое благополучие страны.
— Каким образом контрафактная продукция попадает на стройплощадку?
— Самым слабым звеном в цепочке между производством и применением геосинтетики является поставщик, который стремится получить выгоду от дешевой продукции, которую можно продать побольше и поскорее. Наиболее распространена схема, когда подрядчик получает материал меньшей плотности. Допустим, в проекте заложено применение иглопробивного полотна плотностью 400 г на м2, а недобросовестная организация по факту поставляет менее плотный материал, фальсифицируя документы. Когда мы сталкиваемся с такими махинациями, сообщаем об этом заказчику, чтобы он инициировал проверку.
Бывают ситуации, когда строители, обнаружив такую подмену, уже ничего не могут сделать — риски срыва сроков проведения работ выше рисков снижения качества. На разбирательства не остается времени, и об этом стараются умалчивать. Но, к сожалению, нередко в такой схеме бывает замешан не только поставщик, но и сам подрядчик.
Также бывают случаи, когда небольшую часть материала приобретают у нас, а остальную, основную часть — у другого производителя. Но заказчику поставщик передает наш сертификат, прикрывая им всю партию. В связи с этим мы выбрали довольно жесткую политику в части сопровождения заказов. Посредник в обязательном порядке представляет нам информацию об объекте и заказчике. Мы связываемся со строителями и уточняем фактические характеристики полученного материала и его количество.
— Вы обозначили проблему «серых» производителей. Чем опасно применение их материалов?
— Некачественная геосинтетика, к сожалению, занимает весомую часть рынка. Но с недобросовестными производителями крайне сложно бороться, хотя занимаются они самым натуральным обманом. Зачастую в маркировке своей продукции они заявляют одну плотность, а по факту технические характеристики такой геосинтетики существенно ниже. Говорить, как это влияет на качество строительства, полагаю, излишне.
Но уличить их в мошенничестве крайне сложно. В своих технических условиях они прописывают, что отклонения могут составлять до 50% от заявленной плотности. Эти компании известны, с ними пытаются бороться, но зачастую безрезультатно. Если даже удается что-либо инкриминировать, за время разбирательств фирма исчезает и не несет ответственности.
— Помогает ли сертификация материалов на начальном этапе отсечь контрафакт?
— Своего рода допуском на крупные федеральные объекты становится получение согласования Федерального дорожного агентства (Росавтодор). Стандарт организации, по которому мы производим геосинтетику, проходит через этот процесс, довольно долгий и трудоемкий.
Такая сертификация предполагает длительные испытания, которые, что не маловажно, ежегодно подтверждаются повторными аудитами. Лишь после нескольких лет получения стабильных положительных результатов появляется возможность пролонгировать согласование на три года.
Письмо-согласование подтверждает качество, и заказчик будет ориентироваться на него. Но, опять же, случается и подделка документов.
— Какие советы вы бы дали дорожникам, чтобы уберечься от некачественной геосинтетики?
— В первую очередь подрядчикам следует быть бдительными. Например, если поставщик дает цену ниже, чем завод-изготовитель, возникает повод задуматься, тот ли материал он привезет. Особое внимание необходимо обращать на техническую документацию. Помимо заявленных физико-механических параметров, необходимо обязательно смотреть на процент отклонения плотности материала. Как я говорил выше, это один из распространенных способов обмана покупателя.
Также рекомендую проводить хотя бы минимальный входной контроль. Для этого достаточно отрезать квадратный метр геополотна и взвесить его. Чтобы не учиться на своих ошибках, стоит принимать эти минимальные превентивные меры.
Третий момент — следует проверять технические условия или иной стандарт, по которому изготовлен материал. На бумаге могут быть прописаны нормативы, не имеющие никакой силы.
Но самый надежный способ получить качественные материалы — работать напрямую с производителем. Следует съездить на завод, ознакомиться с производством, проверить документацию. Ответственные предприятия всегда открыты к сотрудничеству.
— Какие рекомендации вы могли бы дать для проведения входного контроля? Какое внимание следует уделять этим мероприятиям?
— На каждом предприятии выстроена своя система менеджмента, и качество проверки зависит от нормативов, внедренных в организации. Есть компании, которые приезжали к нам за сотни километров и на заводе проверяли каждую партию. Лишь спустя какое-то время, поработав с нами и удостоверившись в качестве геосинтетики, степень контроля они постепенно снизили.
Чаще всего строители ориентируются на инструкции П-6 и П-7. По этим правилам для проверки отбирается до 10% от партии. Когда поставщик надежный или работа ведется напрямую с производителем, контроль нужен минимальный. Но если вы только начинаете работать с новой компанией, то расслабляться не стоит. Причем после получения первых партий я бы рекомендовал усилить проверку. Бывает так, что поставщик сначала пытается заслужить доверие, а потом, видя, что заказчик расслабился, начинает поставлять продукцию более низкого качества.
Кроме того, следует прибегать к услугам независимых лабораторий. Современные методы испытаний позволяют оперативно определить подробные физико-механические свойства материала. Не только плотность, но и разрывные параметры, параметры удлинения, фильтрационные свойства и т. п.
— Сейчас активно применяются цифровые технологии. Реализует ли их возможности ваше предприятие?
— У нас создана информационная система, которая позволяет обеспечить безопасность доставки. Мы имеем данные о маршруте грузовика, его скорости, расчетном времени прибытия. Кроме того, находимся на связи с заказчиком и в рамках сопровождения поставок делимся с ним имеющейся информацией. Этот момент отражается в договоре на транспортно-экспедиционные услуги.
Подводя итог, хотел бы снова призвать дорожников быть бдительными, следить за качеством получаемых материалов, сотрудничать с производителями. В этом случае мы совместными усилиями добьемся цели — строительства качественных дорог.
Беседовал Илья БЕЗРУЧКО
Журнал «ДОРОГИ. Инновации в строительстве»
Геосинтетические материалы. Спецвыпуск